на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

Курс: «Откровение» Иоанна Богослова в духовной истории колониальной Мексики.

Автор курса: Иван Александрович Копылов, кандидат исторических наук, докторант Национального Автономного Университета Мехико (Мексика)

Лекция 1. Апокалипсис – самая загадочная книга в истории христианской литературы.

Актуальность книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) в массовом сознании разных исторических эпох. Современные спекуляции вокруг Апокалипсиса (околорелигиозные и сектантские толкования, истолкование образов «трёх шестёрок» и «печати Антихриста» в народной религиозности, образы Апокалипсиса в масс-медиа, фольк-хистори и духовных практиках «нью-эйдж»). Проблема противоречивости интерпретации Апокалипсиса как в религиозных, так и в академических кругах. Необходимость трезвого научного анализа книги Откровения в условиях современных интеллектуальных парадигм.

Лекция 2. Методы интерпретации Апокалипсиса и их актуальность на протяжении различных эпох.

Отсутствие единой традиции в интерпретации Апокалипсиса в святоотеческий период. Актуализация интерпретации Апокалипсиса в эпоху Реформации («Католическая Церковь как Вавилонская блудница») и Великих Католических реформ (противостояние протестантской экзегетике). Формирование основных подходов в интерпретации Апокалипсиса: 1) претеристский, 2) идеалистический, 3) футуристический, 4) историцистский. Основные представители вышеозначенных подходов.

Лекция 3. Духовная жизнь Новой Испании, христианский утопизм и Апокалипсис.

Идеи христианского утопизма, нашедшие прибежище в Новом Свете; их главный представитель – первый епископ Мичоакана дон Васко де Кирога (1538 – 1565). Поиск парадигмы Новой Церкви в идеалах антиного христианства. Индейцы, по-детски наивные в вере и имеющие «естественные права» (valores naturales) как идеальная паства Церкви, обновлённой в апостольском духе. Становление народной религиозности. Роль книги Откровения в формировании религиозной традиции, основанной на культе Девы Марии Гваделупской (Темнокожая Дева как Жена, облечённая в Солнце; апокалиптический дракон как олицетворение индейских языческих культов; Тепейак – место явления Гваделупской Девы –  как новый Патмос и Мехико как Новый Иерусалим; св. Апостол Иоанн Богослов как прообраз крестьянина-визионера Хуана Диего, Хуана Бернардино и епископа Хуана де Сумаррага – основных свидетелей чуда).

Лекция 4. Личность Грегорио Лопеса (1542 - 1596) в контексте эпохи

Поиск идеала христианской жизни в первоначальном египетском и сирийском монашестве III-V вв. и стремление воплотить этот идеал в землях Нового Света. Интерес Грегорио Лопеса к аскетическим практикам древнего пустынножительства. Житие Грегорио Лопеса, записанное священником Франсиско Лоса как образец христианского laudatio funebris и его корни в святоотеческой письменности (Житие св. Антония, Житие св. Фульгенция из Руспе и пр.). Загадка личности Грегорио Лопеса (тайна происхождения, версия о принадлежности к семье Филиппа II) и пути разрешения этой загадки в мексиканской художественной литературе и историографии (Эмилио Абреу Гомес, Артемио де Валье-Ариспе, Фернандо Окаранса, Альфонсо Торо и другие). Версии о еретичестве Грегорио Лопеса (криптоиудей, лютеранин, тайный антитринитарий и др.). "Трактат об Апокалипсисе" как своего рода апология против обвинений в ересях.

Лекция 5. История и эсхатология в "Трактате об Апокалипсисе" Грегорио Лопеса.

Историческая и эсхатологическая перспективы в "Трактате об Апокалипсисе". Стремление поместить все образы, аллегории и события Апокалипсиса в исторический контекст за исключением Последнего Суда. История Римской Империи от Нерона до Константина Великого на страницах "Трактата об Апокалипсисе". Своеобразие интерпретации Грегорио Лопесом узловых образов Апокалипсиса в сравнении с самыми различными изводами принятой традиции ("Белый всадник" - вождь даков Децебал; "упавшая звезда Полынь", отравившая "третью часть рек и источники вод" - Маркион и его ересь; ребёнок, рождённый "Женой, облечённой в Солнце" - император Филипп Араб и многие другие). Достижение экзегетического синтеза в результате комбинации строго исторического и аллегорического метода истолкования. Проблема источников, использованных Грегорио Лопесом (Светоний, Тацит, Евтропий, Аврелий Виктор, Scriptores Historiae Augustae, "Церковная история" Евсевия Кесарийского, а также житийная литература).

Лекция 6. Ортодоксальное и гетеродоксальное в «Трактате об Апокалипсисе» Грегорио Лопеса.

Историософская концепция Грегорио Лопеса и её истоки (мир как подобие человеческого организма, или "макрокосм", который также проходит через процессы взросления и возмужания и - как результат - достижение "духовного состояния". Корни этой концепции в европейской католической (Беда Достопочтенный, Иоахим Флорский и др.) и протестантской (Меланхтон, Уильям Харрисон и др.). Проблема выявления гетеродоксальных идей на страницах «Трактата»: осуждение милленаризма, соседствующее с открытыми милленаристскими идеями ("тысячелетнее царство" от времени "связывания Сатаны" папой Сильвестром (IV в.) до возвышения "Гога и Магога" в лице Османской империи). Проблема дальнейших перспектив изучения "Трактата" в свете его уникальности.

           

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008