на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

ИСКУССТВО НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ АНАТОЛИИ В X - IV ДО Н.Э.

Автор курса: Тамаш Петер Кишбали, кандидат искусствоведения

В I тысячелетии до н.э. на территории Анатолии (Малой Азии) складываются яркие, самобытные культуры, синтезирующие влияния, идущие с Востока и Запада, применяющие и изменяющие их на свой вкус. Однако достижения этих народов, за исключением греков, остаются малоизвестными, недооцененными, или не вписанными в общий контекст. Основная цель данного цикла лекций – познакомить слушателей с наиболее примечательными памятниками (архитектуры, скульптуры, живописи) древней Малой Азии X – IV вв. до н.э., и предложить общую характеристику художественных процессов, протекающих в регионе.

В цикле предлагается сконцентрироваться на культурах центральной и западной Анатолии. Именно на этих территориях мы имеем наиболее широкий спектр памятников, позволяющих воссоздать художественные тенденции. Хронологические рамки курса включают времена от начала I тысячелетия до н.э., когда на руинах цивилизаций бронзового века возникают и набирают силы новые культуры (это, в первую очередь, Фригийское и Лидийское царства), переходя в период ахеменидского (персидского) владычества, до последних десятилетий IV века до н.э.

На протяжении всего периода мы наблюдаем рост влияния эллинских художественных стилей. Хотелось бы, насколько это возможно, представить «взгляд изнутри», дать сбалансированную оценку взаимоотношений малоазийских народов с греками и трезво охарактеризовать аспекты культурного влияния в регионе. Важно понимать, что на первых этапах греки участвуют наравне с другими народа в формировании художественного мира. В дальнейшем анатолийские правители и элиты часто обращаются к греческим мастерам, но в создаваемых ансамблях и предметах читаются особые локальные тенденции. В эпоху эллинизма (после 323 г. до н.э.) Малая Азия сохраняет многие самобытные черты, но этот период требует отдельного анализа.

Курс рассчитан на всех интересующихся историей и искусством Древнего мира. Лекции сопровождаются богатым иллюстративным материалом.

План курса:

Лекция 1. 
   Краткий обзор этнокультурной истории региона. Общая характеристика художественных процессов. Основные архаические греческие художественные центры на территории Малой Азии; связь греков с другими народами.

Лекция 2.    Фригия. Гордион. Развитие цитадели. Декоративно-прикладное искусство на примере находок из царских тумулусов. Скальные памятники.

Лекция 3.    Лидия. Сарды – фортификации, храмы, алтари. Погребальные памятники.
Новые открытия: Керкенес Даг.
Искусство в период ахеменидского владычества. Иранизация и эллинизация. Погребальные памятники – декор и инвентарь.

Лекция 4.    Ликия в V-IV вв. до н.э. Ксанф. Разновидности погребальных памятников: столбовые гробницы, саркофаги, скальные гробницы. Монумент Нереид, героон в Трисе, Героон Перикла в Лимире.

Лекция 5.    Кария. Архитектура и искусство эпохи Гекатомнидов. Галикарнас и др. города. Святилище в Лабрандах. Мавзолей в Галикарнасе – его предшественники и последователи.


Литература:
1.    Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI-VI вв. до н.э. СПб., 2009.
2.    Никулина Н.М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1994.
3.    Пичикян И.Р. Малая Азия – Северное Причерноморье. Античные традиции и влияния. М., 1984.
4.    Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. 10th ed. Istanbul, 2007.
5.    Akurgal E. Die Kunst Anatoliens von Homer bis Alexander. Berlin, 1961.
6.    The Archaeology of Phrygian Gordion, Royal City of Midas. /Ed. C.B. Rose. Philadelphia, 2012.
7.    Berndt-Ersöz S. Phrygian Rock-Cut Shrines. Structure, Function, and Cult Practice. Leiden-Boston, 2006.
8.    Dusinberre E.R.M. Empire, Authority and Autonomy in Achaemenid Anatolia. Cambridge, 2013.
9.    Hanfmann G.M.A. Sardis From Prehistoric to Roman Times. Results of the Archaeological Exploration of Sardis, 1958-1975. Cambridge-London, 1983.
10.    Hornblower S. Mausolus. Oxford, 1982.
11.    Jenkins I. Greek Architecture and its Sculpture. London, 2006.
12.    The Oxford Handbook of Ancient Anatolia. /Eds. S.R. Steadman, G. McMahon. Oxford, 2011.


Об авторе:
Кишбали Тамаш Петер
. Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (2012), и там же – аспирантуру. В 2016 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура древней Анатолии: типология, локальные особенности и межрегиональные контакты. Культово-мемориальные комплексы доэллинистического периода» (науч. руководитель к. иск., д.и.н. Н.М. Никулина).
Диссертация доступна по ссылке www.hist.msu.ru/Science/Disser/Kisbali.htm
Некоторые публикации доступны здесь: https://moscowstate.academia.edu/TamásKisbali
В 2014-2016 совместно с к.иск. Н.А. Налимовой проводит спецсеминар «Искусство античного Средиземноморья: контакты, параллели, влияния» на кафедре всеобщей истории искусства на историческом факультете.

 

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008