ПРОВЕРЯЕМАЯ ИСТОРИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Автор курса:
Дега Витальевич Деопик, доктор исторических наук, один из основателей Свято-Тихоновского университета, создатель исторического факультета ПСТГУ, с 1990-2007 заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА при МГУ, вдохновитель многих научных начинаний. Основатель Института практического востоковедения. И ныне: научный руководитель Синологического центра «Традиционный Китай» Университета Дмитрия Пожарского.
Цель курса:
Познакомить слушателей с концепциями математизации гуманитарного знания, дать им представление о квантитативной истории как междисциплинарном направлении в исторических исследованиях, основных этапах и направлениях ее становления и развития; рассмотреть теоретико-методологические и методические проблемы применения количественных методов в исторической науке; охарактеризовать основные методы квантитативного анализа исторических явлений и процессов с учетом возможностей и ограничения их использования, порождаемых спецификой социально-гуманитарного знания; изучить опыт применения этих методов в работах отечественных и зарубежных историков, в том числе по истории Китая.
Задачи курса:
• знакомство с историей становления и этапами развития квантитативной истории как междисциплинарного направления в исторических исследованиях;
• знакомство с теоретико-методологическими проблемами квантификации в исторических исследованиях;
• характеристика основных содержательных проблем в исторических исследованиях, для решения которых используются методы квантитативной истории;
• знакомство с основными методами анализа различных видов исторических источников;
• знакомство с историографией отечественной и зарубежной квантитативной истории, в том числе по истории Китая
Что вы будете уметь в результате освоения курса:
• Ставить исследовательскую задачу и находить способы ее решения с помощью математических методов.
• Использовать концепции, методы и технологии смежных областей гуманитарного знания в экономической и социальной истории, исторической демографии.
• Применять методы математической логики, теории вероятностей, математической статистики в исторических исследованиях.
• Работать с библиотечными и архивными коллекциями статистических, текстовых, изобразительных, картографических, аудиовизуальных и др. документов.
Владеть:
• Методами математического моделирования, дескриптивной статистики, контент-анализа.
• Математическими методами и информационными технологиями для решения содержательных задач на основе информации массовых исторических источников.
• Современным аппаратным и программным обеспечением для обработки и анализа данных нарративных, изобразительных, картографических, аудиовизуальных и др. исторических источников.
• Методами использования технологий баз данных, технологий обработки изображений, географических информационных систем, сетевых технологий.
Содержание курса:
• Тема 1. Квантитативные методы в исторических исследованиях в 1960-х – 1970-х гг.: история становления и этапы развития.
• Тема 2. Методологические проблемы квантитативной истории: концепции и дискуссии 1980-хх гг.
• Тема 3. Эволюция методов квантитативной истории. Место количественных методов в исторических исследованиях.
• Тема 4. Отечественный и зарубежный опыт применения количественных методов в исторических исследованиях.
Литература к курсу:
Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации: «проверяемая история». М., 2011
Количественные методы в исторических исследованиях. Учебное пособие / Отв. ред. И.Д. Ковальченко. М., Высшая школа, 1984.
Информатика для гуманитариев. Вводный курс: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Бородкина и И.М.Гарсковой. М.: Изд-во УРАО, 1997.
Компьютеризованный статистический анализ для историков. Учебное пособие / Под ред. Л.И.Бородкина и И.М.Гарсковой. - М., 1999.
Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Гарскова И.М. Базы данных: создание и использование. Учебно-методическая разработка к практикуму по курсу "Информатика и математика". Выпуск 1. М.: МГУ, 2005
© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008