на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ИСЛАМА

Автор курса: Амир Владимирович Садур, выпускник Свято-Филаретовского института, специалист по сравнительному богословию (исламо-христианский диалог), участник всероссийских и международных богословских конференций.

Слушатели курса познакомятся с краткой историей возникновения и распространения ислама, основами вероучения и богословскими течениями. Проводятся сравнения с историей христианства и христианским богословием. Автор обращается к исламу с христианской точки зрения. Курс ориентирован на тех, кто стремится понять ислам в русле межрелигиозного диалога.

РАСПИСАНИЕ: С 13 ноября, по понедельникам, в 19:00.

План курса:   

1. Краткая история возникновения и распространения ислама.   

2. Коран, его структура и особенности. Сунна, как Священное предание мусульман   

3. Библейские пророки в Коране. Сотериологическая роль Иисуса.   

4. Основные направления и богословские течения ислама. Современная ситуация в мусульманском мире. Традиционные и салафитские направления ислама.

ПОДРОБНЕЕ:

1.    Краткая история возникновения и распространения ислама.

В данном разделе предполагается кратко освятить основные религиозные группы и секты Аравийского полуострова и прилежащих к нему регионов, так или иначе отразившиеся на возникновении новой религии. А также рассказать о личности Мухаммада, его мистическом опыте и его интерпретации с точки зрения христианских и нехристианских богословов. В раздел войдёт описание мекканского экстатического пророческого движения , которое существовало как до рождения, так и при жизни Мухаммада. Такие его представители, как Мусайлима, Саджах, Тулайхи, аль-Асвада и Ибн Сайяда, осуждённые в Коране, и последующими поколениями мусульман, тем не менее оказали огромное влияние на пророка ислама. О чем свидетельствуют легенды о якобы болезнью «падучей» самого Мухаммада, а также сура «Завернувшийся в плащ» . В этом же разделе предполагается дать описание представителей иудаизма, находившихся на Аравийском полуострове, особенно на территории настоящего Йемена. Достаточно скудны сведения о христианах, населявших полуостров в 7-м веке, наиболее известен эпизод общения юного ещё Мухаммада с сирийским монахом по имени Бахира, а также заступничество за него эфиопского царя Негуса, христианина. Стихи 5 суры «Вот сказал Аллах: "О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?" Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты — ведающий сокровенное"»  свидетельствует о неправильном представлении пророка мусульман о лицах св. Троицы. Исходя из этого же текста исследователи предполагают, что Мухаммад сталкивался с мариологическими сектами. В этой же лекции предполагается кратко рассказать о собственно мистическом опыте Мухаммада, его краткой биографии, начале распространения новой религии, а также её задачи . Коротко будут описаны религиозные войны, хиджра , победное возвращение в Мекку, и дальнейшее формирование и распространение новой, оформившейся уже после конфликта с мекканскими иудеями религией.

2.    Коран, его структура и особенности. Сунна, как Священное предание мусульман.

Коран для мусульман больше, чем книга, и даже больше, чем Библия для христиан, и Тора для иудеев. Как сказал один мусульманский богослов, обращаясь к христианам: «Если к вам Бог пришёл в образе человека, то к нам в виде Книги». Главной заслугой Мухаммада считается то, что он принес мусульманам Коран. Коран считается земным подобием Небесной скрижали (Лаух Аль Мафхуз). Современная редакция Корана создана при халифе Усмане. Само слово аль Коран означает: «т, что предназначено к чтению; декламации. Изначально это был набор отдельных тексов, которые заучивались наизусть, и записывались тростью (каламом) на высушенных костях бараньих лопаток. Считают, что халиф Усман для того, чтобы привести текст к единообразию, уничтожил все копии Корана, отличные от выбранных для собранного им текста. Текст Корана, в отличие от Библии, не имеют чёткой хронологии; Суры (главы) расположены в порядке убывания, а не в порядке их прочтения Мухаммадом. Если библейские тексты, такие как книги Паралипоменон, книги Царств, или из новозаветного корпуса книга Деяний имеют строгую историческую последовательность, то коранические тексты такой последовательности не имеют. Лишь небольшие отрывки из жизни святых или священной истории, записанные в сурах Корана, имеют свою историческую хронологию. Если сравнивать текст Корана с библейским корпусом, то больше всего он похож на книгу Псалтири. Что же касается содержания, то Коран изобилует многочисленными аллюзиями на такие апокрифы, как Арабское евангелие детства и протоевангелие Иакова. Первоначально Мухаммад проповедовал Бога с именем Рахман (Милостивый). И это отражается в тексте Корана. Затем, и до наших времён, мусульмане знают Бога с именем Аллах , основа которого, которое содержит общесемитское Эль. В связи с этим исследователи Корана различают несколько периодов его написания. Два главных периода — мекканский и мединский. К первому относятся 90 сур, они, в свою очередь, делятся на три периода. Первый — поэтический, второй — рахманский или милосердный, третий — пророческий. Мекканский период отличается пламенным призывом к Единобожию, отличается толерантностью по отношению к иудеям и христианам. Мединский период характеризуется законодательными установлениями, регламентирующими повседневную жизнь мусульман, описанием законов и правил, по которым должны устраиваться как жизнь мусульманского сообщества, так и каждого мусульманина в отдельности.
В тексте Корана упоминается большинство библейских пророков и святых. От Адама до Христа.

3.    Библейские пророки в Коране. Сотериологическая  роль Иисуса.

Ислам считается авраамической религией. Авраам (По-арабски Ибрахим).  в Коране именуется ханиф (т.е. верные преданный Богу). "Не был Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом-муслимом и не был он из многобожников ". Его мусульмане считают родоначальником, «отцом» своей веры. Библия содержит пророчество о потомках Авраама по линии Измаила в Аравии, как «народа великого». Именно поэтому ислам, также как христианство и иудаизм называются ещё и авраамическими религиями. т. е. религиями того Бога, который открыл себя Аврааму. Аллах, согласно Корану, посылает к людям пророков . Коран различает пророков (наби), и посланников (расул). Вторые помимо пророческой миссии, являются авторами Священного текста. Последними Коран именует Мусу (Моисея), Дауда (Давида), Ису (Иисуса), и самого Мухаммада. В тексте Корана также упоминается Адам, Ева, Ной, Иосиф, Иона, Иов, и многие другие пророки. Упоминаемые в тексте Ветхого Завета. Из новозаветных пророков упоминаются Иоанн Креститель, особое место уделяется Марии (Марьям), и Христу, которого, Коран именует сыном Марии. Мария-единственная женщина, которая в тексте Корана называется по имени. Коран говорит о том, что в последние времена явится Антихрист (Даджалл), мусульмане верят во второе пришествие Иисуса Христа (Исы Масиха), который согласно мусульманскому преданию убьёт Даджалла . Предметом веры мусульман являются ангелы, среди которых в Коране упоминается Джибриил (Гавриил), являвшийся, согласно Корану Захарии (отцу Иоанна Крестителя), Мариам (Марии), Мухаммаду . Коран именует Иблиса (сатану) противником, обманщиком и лжецом, Иблис — враг человеку.

 
4.    Основные направления ислама, богословские течения и секты.
Современная ситуация в мусульманском мире. Традиционные и салафитские направления ислама.

В завершение вводного курса предполагается дать статистические данные о географии ислама в современном мире. Дать краткое описание 4-х суннитских мазхабов, основ вероучения шиитов, и различных направлений шиизма. Также необходимо будет дать краткий экскурс по исламскому мистицизму (суфизму), как отдельной, и значимой части исламской Уммы. Предполагается более подробно рассмотреть особенности тех направлений ислама, которые исповедуют народы, проживающие в РФ, стран СНГ, и ближайшего окружения России. Предполагается рассмотреть исповедуемый на европейской части России ханифитский мазхаб, особенности суфийских тарикатов Кавказа, шиитский Азербайджан, немного коснуться исмаилизма в Таджикистане. Отдельно планируется выделить т. называемые салафитские (ваххабитские) направления ислама, как представляющих наиболее агрессивную и пассионарную часть ислама. Предполагается коротко рассказать причины и историю возникновения данного явления, дать краткое описание особенностей вероучения, а также особенностей поведения наиболее характерных представителей этого направления ислама.


 

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008