на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

НЕМЕЦКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Автор курса: Иван Алексеевич Протопопов, кандидат философских наук

Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, был одним из любимых предметов в советское время: им занимались повсеместно и массово. «Классики» – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, – эти имена были известны, без преувеличения, почти всем. И это неудивительно, ведь немецкая классическая философия рассматривалась как один из источников марксизма и формирования материалистической научной философии, таковой её считали сами «отцы-основатели», Маркс, Энгельс и Ленин.

После падения Советского Союза отношение ко всем этим фигурам существенно изменилось. Их учение зачастую уже не рассматривалось как некое единое направление. С другой стороны, их роль уже не была более ограничена марксизмом. Некоторые их идеи нередко даже подвергались разоблачению или принижению, самый яркий пример – принципы диалектики Гегеля, чья философия прежде была главным марксистским оружием. Между тем, их философия имеет колоссальное значение для мировой философии в целом независимо ни от советского строя, ни от марксизма, при всём их вкладе в развитие этих систем. Например, Иммануил Кант выступил разрушителем предшествующей догматической метафизики и предопределил последующее развитие всей западной философии в целом. Как кажется, пришло время рассмотреть весь этот комплекс заново, постаравшись оценить этот переворот в его историческом развёртывании.

На занятиях мы разберём, как трансцендентальный идеализм Канта через Фихте и Шеллинга преобразовался в абсолютный идеализм Гегеля, какое значение их идеи имеют как для всего последующего развития западной философии, так и для нашего современного понимания процесса познания, для наших понятий о свободе и нравственности.

Курс рассчитан на 1 год и включает в себя 30 лекций. В первых десяти лекциях будут рассмотрены основные темы «критической» и «докритической» философии Канта, выступившего разрушителем предшествующей догматической метафизики и предопределившего последующее развитие всей западной философии в целом. В связи с этим будут проанализированы общие цели и задачи кантовской «Критики чистого разума», связанные с установлением границ для нашего познания, общие положения трансцендентальной эстетики, связанные с кантовским учением о пространстве и времени, а также принципы его трансцендентальной логики, нацеленной на обоснование происхождения понятий всех возможных объектов в человеческом рассудке, который выступает высшим условием возможности всех являющихся вещей.

В курсе будет представлена трансцендентальная диалектика Канта, содержащая учение об  антиномиях и паралогизмах чистого разума, а также рассмотрены проблемы доказательства бытия Бога и бессмертия души в его «докритической» и «критической» философии. В лекциях, посвящённых практической философии  Канта («Критика практического разума»), будут осмыслены определения нравственного закона (категорического императива) в соотнесении с постулатами свободы, бессмертия души и счастья. Также будут проанализированы понятия прекрасного и возвышенного, как они разрабатываются в кантовской «Критике способности суждения». В лекциях, посвящённых Фихте, предметом рассмотрения выступит проект его «Наукоучения» с положением о безусловном полагающем себя субъекте научного познания, который определяется им как абсолютное Я, выступающее первым основанием полагания  самого себя и всего остального сущего (не-Я) в его бытии. Принцип абсолютного Я, сформулированный Фихте в первых вариантах его наукоучения, будет также рассмотрен в соотнесении с концепцией безусловного божественного бытия, как оно осмысливается в его поздних работах.

В лекциях, посвящённых Шеллингу, будут раскрыты главные принципы его проекта трансцендентального идеализма, развивающегося на новом для европейской метафизики основании соединения принципа абсолютной субстанции Спинозы и самосознательного субъекта, относящегося к философии Канта и Фихте, который переходит затем у него в систему абсолютного тождества, связанной с понятием абсолютного единства и неразличенности противоположностей субъективного и объективного, реального и идеального, конечного и бесконечного. Предметом лекций выступит также общий замысел проекта позитивной философии Шеллинга, противопоставляемый им гегелевской системе как негативной, связанный с переосмыслением кантовского «критического» понятия о Боге как трансцендентальном идеале чистого разума. При этом будет проанализирована в основных своих чертах «Философия откровения» Шеллинга, представляемая им в виде проекта христианской теологии абсолютного духа.

Завершается курс лекциями, посвящёнными великой гегелевской системе, выступающей вершиной всей традиции немецкого идеализма. Предметом этих лекций будет рассмотрение общего замысла и основных положений «Феноменологии духа» как науки об опыте сознания и о самопознании духа во всех формах противоположного ему индивидуального и общественного бытия. В лекциях, посвящённых Гегелю, будут также рассмотрены основные принципы его «Науки логики», диалектический метод, положение о противоречии, принцип тождества мышления и бытия, спекулятивная диалектика понятия. 
Главным предметом анализа выступит развивающееся в самом себе абсолютное знание, порождающее мир чистых умопостигаемых сущностей, который составляет истинную действительность всего сущего. Высшим объектом осмысления выступит абсолютная идея, которая мыслит и раскрывает сама себя в вечной сущности и том действительном бытии, которым она обладает до сотворения мира и всякого конечного духа, а также абсолютный дух, раскрывающийся в своих основных формах — государстве, искусстве и религии.
 

План курса

Лекция 1 Эмпирическая (Локк, Беркли, Юм) и рационалистическая традиции (Декарт, Лейбниц) в эпоху Нового времени как предпосылки кантовской критической философии.

Лекция 2. Общий проект критической философии Канта, цели и задачи «Критики чистого разума», установление границ применения человеческого разума. Аналитические и синтетические суждения. Рассудок и чувственность как два основных источника познания.

Лекция 3. Трансцендентальная эстетика: пространство и время как субъективные априорные формы чувственности. Понятие о пространстве и времени у Канта в сравнении с Ньютоном и Лейбницем. Деление сущего на вещи сами по себе и вещи как воспринимаемые явления.

Лекция 4. Объективное единство самосознания как основание  понятий всех возможных объектов. Проблема дедукции категорий и высшее основоположение всех синтетических суждений.

Лекция 5. Трансцендентальная диалектика. Антиномии и паралогизмы чистого разума.  Бессмертие души и проблема его теоретического доказательства в философии Канта.

Лекция 6. Трансцендентальный идеал и проблема доказательства бытия Бога в критической философии Канта. Онтологическое, космологическое и физикотеологическое доказательства и их опровержение в «Критике чистого разума».

Лекция 7. «Докритическая» философия Канта и онтологическое доказательство существования Бога как основание познания бытия в его ранних работах.

Лекция 8. Понятие нравственного закона (категорического императива) и свободы в «Основаниях метафизики нравов» Канта. Высшее благо как объект нравственного закона и постулаты чистого практического разума (свобода, бессмертие души, счастье).

Лекция 9. Понятие прекрасного и возвышенного в «Критике способности суждения» Канта.

Лекция 10. Конечная цель существования мира и понятие о Боге в «Критике способности суждения» Канта.

Лекция 11. Моральный законодатель как идеал высшего блага и естественная склонность человека ко злу в «Религии в пределах только разума» Канта.

Лекция 12.  Понятие и основные принципы наукоучения Фихте.

Лекция 13. Учение о религии в философии Фихте.

Лекция 14. Принцип абсолютного Я и концепция изначального божественного бытия в философии позднего Фихте.

Лекция 15. Трансцендентальный идеализм и система абсолютного тождества Шеллинга.

Лекция 16. Понятие трансцендентального идеала в критической философии Канта и проект позитивной философии позднего Шеллинга. «Негативная» и «позитивная» философия.

Лекция 17. Философия откровения Шеллинга как проект христианской теологии абсолютного духа.

Лекция 18. «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания и наука о самопознании духа. Общий замысел и основные положения.

Лекция 19. Вера и просвещение в «Феноменологии духа» Гегеля.

Лекция 20. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральный закон и прекрасная душа.
 
Лекция 21. Основные принципы диалектики и положение о тождестве мышления и бытия в «Науке логики».

Лекция 22. Учение о бытии в «Науке логики» Гегеля: положение о тождестве бытия и ничто и понятие становления.

Лекция 23. Учение о сущности и диалектическое положение о противоречии в «Науке логики» Гегеля.

Лекция 24. Принцип негативности и спекулятивная диалектика понятия в  «Науке логики» Гегеля.

Лекция 25. Необходимость и возможность доказательства бытия Бога у Гегеля и принцип веры у Якоби.

Лекция 26. Понятие о Боге и спекулятивная теология в «Философии религии» Гегеля.

Лекция 27. Понятие о государстве и положение о тождестве разумного и действительного в «Философии духа» Гегеля.

Лекция 28. Понятие абсолютного духа и система философских наук у Гегеля.

Лекция 29. Критика немецкого идеализма и проект философии человека у Л. Фейербаха.

Лекция 30. Диалектика Гегеля и её преобразование в материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

Список литературы:

Виндельбанд. В. История новой философии. От Канта до Ницше в 2 Т. М., 2000
Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. / Г. Гегель – СПб.: Наука, 1994.
Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. – СПб.: Наука, 1997
Гегель Г. Философия религии в 2 т. М.: Мысль, 1977.
Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. – СПб.: Наука, 1997
Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. – М.: Наука, 2000.
Гегель Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук в 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1977.
Гегель Г.  Философия права / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1990.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001
Ипполит Ж. Логика и существование / Ж. Ипполит. – СПб.: Владимир Даль. – 2006.
 Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога / И.Кант // Соч. в 8 т. –  Т. 1. –  М.: Чоро, 1994.
 Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Соч. в 8 т. – Т. 4. – М.: Чоро, 1994.
Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения на немецком и русском языках. – Т. 2. Ч. 1. – М.: Наука, 2006.
Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч. в 8 т. – Т. 5. – М.: Чоро, 1994.
Кассирер Э. Жизнь и учение Канта СПб. 1997
Кожев А.  Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. – СПб.: Наука, 2003
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года М.: Академический проект,  2010.
Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс // Экономическо-философские рукописи 1844 года. – М.: Академический проект,  2010..
Маркузе Г. Разум и революция / Г. Маркузе.  – СПб.: Владимир Даль, 2000. –
Протопопов И. А. Проблема существования Бога и вопрос о бытии в философии Канта / И. А. Протопопов. – СПб.: Изд-во ГУАП, 2100
Фейербах Л. // Избранные философские произведения в 2 т. – Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1955.
Фихте. И. Г. Опыт нового изложения наукоучения / И. Г. Фихте // Соч. в 2 т. – Т 1. – СПб.: Мифрил,  1993.
Фихте И. Г. Назначение человека / И. Г. Фихте. –
 Минск: Попурри, 1998. Фихте И. Г. Наставления к блаженной жизни / И. Г. Фихте. – М.: Канон+, 1997. Фихте И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения; Наукоучение 1805 г.; Наукоучение 1813 г.; Наукоучение 1814 г. / И. Г. Фихте. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006..
Фишер К. История новой философии в 8 т. / К. Фишер. – СПб., 1902-1910.
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики  М. 1997
Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель) и философская проблематика современности СПб 2016
Шеллинг Ф. О Я  как принципе философии / Ф. Шеллинг // Ранние философские сочинения. – СПб.: Алетейя, 2000.
 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма / Ф. Шеллинг // Соч. в 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1987.
Шеллинг Ф. Философия мифологии в 2 т. / Ф. Шеллинг. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.
Шеллинг Ф. Философия откровения в 2 т. / Ф. Шеллинг. – СПб.: Наука, 2000-2002.

 

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008