на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

РУССКАЯ ШКОЛА ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ

Автор курса: Алексей Игоревич Любжин, доктор филологических наук, научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, руководитель магистратуры "История и культура античности" Университета Дмитрия Пожарского
Алексей Игоревич является автором фундаментальной монографии «История русской школы императорской эпохи» и множества других публикаций. Также можно познакомиться с творчеством Алексея Игоревича в ЖЖ.

В курсе доктора филологических наук Алексея Игоревича Любжина рассматривается исторический процесс создания русской школы, начиная от образовательных проектов петровской эпохи до концепций всеобщего народного образования рубежа XIX-XX вв. В 2017-2018 учебном году к основному курсу из 6 лекций добавились еще две - по истории школы ХХ века.

Курс на ⅔ будет посвящен программным установкам, набору предметов и их задачам и на ⅓ – социологическому аспекту образовательных проектов.

Лекция первая. До Петра: западный и русский фон
Модели западной школы, которые послужили основами для русских училищ. Иезуитская модель. Немецкие школы. Концепция Локка. Концепция Фенелона для образования девиц. Французская философская критика традиционной школы.
Традиционная русская педагогика в XVII в. Первые попытки Царей из династии Романовых поднять образовательный уровень населения.
Пять укладов русского образования к началу XVIII в.

Лекция вторая. Петр Великий и его наследники
Основные образовательные проекты петровской эпохи. Удачные: специальные военные школы, духовная школа. Удачные, но не нашедшие продолжения: гимназия пастора Глюка. Неудачные в своей «школьной части»: академическая гимназия в Петербурге. Неудачные: цифирные школы. Можно ли их свести к утилитарной школе?
Правительство Анны Иоанновны и его достижения: Кадетский корпус, гарнизонные школы. Академические гимназии при Елизавете Петровне.

Лекция третья. Екатерининская эпоха
Этап Бецкого и этап Комиссии об учреждении народных училищ. Кадетский корпус. Начало женского образования. Система народных училищ. Образование и благотворительность: Воспитательный дом. Влияние философии Просвещения на русское образование.
Павловский эпилог к XVIII веку.

Лекция четвертая. Эпоха Александра I.
Философское новшество: образовательные мысли Кондорсе. Министерство народного просвещения и его роль в новой системе образования. Устав 1804 г. и строй созданной им гимназии. Уваровские новации второй половины царствования. Неудачная попытка реформы военной школы. Реформа духовной школы.

Лекция пятая. Эпоха Николая I.
Устав 1828 г. Уваровская гимназия. Сведение в систему гражданской, военной и духовной школы. Разгром уваровской гимназии в связи со страхом перед революционным движением 1848 г.

Лекция шестая. Расцвет перед концом
Классическая гимназия. Два этапа ее создания — Уставы 1864 и 1871 г. Концепция реальной школы. Споры между «классиками» и «реалистами». Дальнейший путь развития школы: постепенное и медленное размывание ее основ. Конкурирующая концепция всеобуча.
Почему администрация Александра II не пошла на создание общеобязательной народной школы? Тенденции развития народного образования в последний период существования Российской Империи.

Лекция седьмая. Координаты образовательной аналитики, или Почему в США в обозримой перспективе не будет хорошей средней школы
Школьная программа и предметный набор, с которым мы сталкиваемся, рассматривается большинством людей как данность, вроде климата. Для того чтобы уйти от этой точки зрения, нужно либо обладать хорошим воображением, либо знать историю школы. Элементы школьной программы суть инструменты интеллектуального и нравственного развития, и работают они - хорошо, плохо или в противоположном запланированному направлении - в зависимости от определенных условий. Лекция будет посвящена анализу предметного набора с этой - инструментальной - точки зрения.

Лекция восьмая. Зачем нужна классическая гимназия, или Почему рассыпался СССР
Качество математического образования в СССР не отрицает никто. К гуманитарным школьным дисциплинам тогдашней эпохи отношение не столь однозначное и скорее заслуженно холодное. Отсутствие хорошей гуманитарной школы - одно из важнейших отличий советской школьной системы от традиционной европейской. Лекция будет посвящена тому, как это сказывается на общей интеллектуальной жизни общества и качестве управления.
 

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008